По-моему, это гениально!!! Мне всегда нравилось фотографировать уникальность человека, я всегда немного "люблю" того, кого фотографирую, это помогает увидеть индивидуальность, увидеть личность. А это пост о человеке, который пошел дальше. Фотограф-психолог использует фотоаппарат как инструмент арт-терапии. Эта идея такая простая и такая потрясающая одновременно! Этот пост долго вызревал. Аж с самого мая.
Думаю, что это потому, что было слишком глубоко и проникновенно. Но больше не хочу молчать :).
Наткнулась на пост Ольга Бердикян (https://www.facebook.com/olga.berdikyan) о том ,что она проводит фотосессии не с целью красивых фоточек, а из идеи фотографирования как арт-терапии. А дальше - большая простыня о процессе)
Если вкратце: было круто)
ЧЕМ ОТКЛИКНУЛСЯ ТАКОЙ ФОРМАТ ФОТОСЕССИИ?
Было интересно посмотреть на себя через призму фотографирования как арт-техники. Не позировать, не показывать образ, а просто быть с Олей в диалоге, в контакте и не стараться на камеру. Я веду видеоблог по психологии, страницы в соц. сетях, и поэтому часто отражаю свою профессиональную грань как специалиста. А захотелось увидеть себя – любую. Как есть.
КАКОЙ БЫЛ ЗАПРОС/ ЧТО ХОТЕЛОСЬ ПОИССЛЕДОВАТЬ.
Мы с Олей договорились, что эта съемка будет средством самоисследования, поэтому она попросила меня подумать о запросе. Что я хочу увидеть, узнать про себя?
Я долго думала. Первоначально, конечно, я думала о том, что на фотографиях я зажимаюсь, а объектив аппарата кажется мне холодным и строгим оценщиком, который не прощает промахи. Особенно в век инстаграма и фильтров и желания каждой фотографией удивлять, восхищать… И хотелось научиться быть перед камерой естественнее. А потом копнула глубже и поняла, что ни разу на фотографиях не видела ту себя, которая про глубину. Ведь на фото привычно улыбаться, а что если я просто буду живой в диалоге? Какие чувства проснуться, если я увижу себя жующей, уставшей или удивляющейся тому, что говорит Оля? За этим любопытством и пошла.
КАКИЕ БЫЛИ СОМНЕНИЯ/ОПАСЕНИЯ
Я переживала, что не смогу оставаться просто в контакте с Олей. Боялась, что буду отвлекаться на фотоаппарат и хотеть сделать лицо «поприличнее», но фотоаппарат был как Олин третий глаз, как продолжение руки. Она разговаривала со мной за камерой, и уже где-то в середине я воспринимала фотоаппарат как одушевленную часть, нечто вроде третьего в нашем разговоре.
КАК БЫЛО В ПРОЦЕССЕ.
Встретить Олю в метро было волнительно, потому что я предчувствовала, что мы будем соприкасаться с чем-то интимным во мне, с чем-то скрытым даже от меня, а сегодня я это увижу. Но Олина открытая улыбка, первое «Привет!» сняло это напряжение на половину, но в руке её был фотоаппарат, а ему я по-прежнему не очень-то и доверяла (как и себе перед камерой). И я попросила Олю: «Давай сначала просто по кофе. Просто поговори со мной, расскажи о себе (а я видела Олю в первый раз). Дай мне время».
И вот Оля сидит напротив за столиком кафе, рассказывает про свои путешествия, мы обе делимся как пришли в психологию. Теплеет. И Оля начинает снимать. Видит, что я автоматически застываю и просит: «Пожалуйста, продолжай говорить, есть и пить. Смотри на меня, а не на объектив». И через некоторое время я перестаю париться.
Удивительным образом как первоначальный small talk становится глубже и Оля задает вопросы про сокровенное, как будто нащупывает какую-то резонирующую струну и мягко начинает проводить по ней пальцем, я удивляюсь её проницательности, а на фотографиях выражение моего лица меняется: между бровями складки, взгляд становится острее. Что-то неуловимое и новое я вижу в этих фотографиях. Как будто какой-то поиск ответа, где-то там, в глубине меня. Удивительно. Я смеюсь и говорю в тот момент съемки: «Психолог за фотоаппаратом – это мощно. Как ты это делаешь, Оля?» А сама в восхищении и в смятении, но точно любопытно, что увижу там, на фото.
РЕЗУЛЬТАТ
Мы греемся в другом кафе, делимся впечатлениями о встрече. В это время Оля перекидывает фотографии на комп. Она говорит мне: «Просто просматривай и отмечай те, которые чем-то цепляют. Не ищи красивые, найди те, что откликаются». И вот я: жующая печеньку, зажмуренная от смеха, с искривленным ртом, нахмуренная, с вытянутыми губами в трубочку, потому что что-то говорю Оле. А вот я её слушаю. И я вижу, как мой взгляд буквально «впивается» в Олю, потому что я правда так слушаю: с усилием, стремясь понять, что там – дальше – за тем, что говорит мне собеседник.
И это самое главное, что я вынесла: красота фото – не в постановке, правильном ракурсе, приглаженной прическе. Красота в честности и в умении принять гармоничность любой эмоции, возникающей в процессе.
И этот опыт не случился бы без интереса самой Оли к человеческой глубине, к внутренней правде. В конце встречи мне захотелось обнять фотографа. Потому что это было как погружение в какую-то внутреннюю неизвестность, но было так бережно, так с любовью…
Спасибо.